Вы здесь

Применение процедуры медиации в работе психологической службы

30.09.2015

«Медиация – это процесс, ориентированный в будущее»

Дж.Уинслэйд

Медиация - это процедура примирения конфликтующих сторон, путем их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица - медиатора (посредника), с целью достижения взаимопонимания и принятия взаимоустраивающих решений, разрешающих конфликтную ситуацию.

Медиация в России - это молодая, недавно родившаяся отрасль права, родоначальниками которой стали два самых известных юриста в Стране. Медиация молодое дитя юриспруденции, представляющее собой новый прогрессивный шаг в развитии культуры общественных отношений, ухода от существующего авторитаризма к добровольности и стремлению к сотрудничеству и взаимопониманию. Как и любая отрасль права, медиация как минимум должна состоять из двух основных частей: это процессуальные нормы и правил и материальные нормы. Но медиация не является обычной отраслью права, а является альтернативой к существующей императивной системе рассмотрения споров, поэтому она включает в себя, и нормы морали и психологию.

Итак, медиация, как отрасль, состоит из четырёх основных частей:

  1. Процессуальные нормы;
  2. Материальные нормы;
  3. Нормы морали;
  4. Психология.

Во всем мире медиация становиться одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным.

Медиатор - это нейтральное третье лицо, сопровождающее процесс для разрешения конфликта и для достижения конкретного соглашения. При помощи медиаторов можно найти решения, при которых не будет ни побежденных, ни победителей.

Процедура медиации

В основе процедуры медиации лежит посредническая деятельность третьей, независимой и нейтральной к предмету спора стороны (Медиатора), обладающей достаточными познаниями как в вопросах законодательства и права, так и в вопросах конфликтующих сторон, и направленная на внесудебное урегулирование споров.

Процедура медиация, согласно ст. 2 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника" от 27.07.2010г. N193-ФЗ - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Цель медиации - добиться взаимоустраивающего соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны. Необходимым условием медиации является добровольное участие сторон. Медиатор помогает сторонам пройти через процесс коммуникации, модуль, состоящий из заранее определенных шагов. Переговоры могут включать в себя от 3 до 15 таких шагов, так же целью медиации служит способ достижения конструктивного урегулирования конфликта, но не гарантирует  это заранее или предупреждает  его возникновение.

В качестве наглядного примера процедуры медиации можно рассмотреть следующую ситуацию: Дети – это будущее, а будущее ребёнка в значительной степени зависит от  условий развития, созданных семьёй, от того, как складываются отношения между членами семьи. Явная или неосознаваемая супругами потребность в психотерапии или медиации, как правило,  возникает в кризисные периоды. Выбранные взрослыми варианты решения обострившихся противоречий, их поведение в процессе  преодоления кризиса в значительной степени определят последующую жизнь детей.

На консультировании у психолога с супружеской парой находящейся в состоянии развода (разрешение спора о месте проживания ребенка) была проведена  беседа с родителями о  построении конструктивных отношений между взрослыми  членами семьи и несовершеннолетним ребенком, с обсуждением базового понятия психологических ролей в системе «Семья».

На просьбу дать совет относительно того с кем лучше жить пятилетней дочери после их развода, психолог  ответила, что такого рода совет специалиста предполагает специализированную экспертизу, но если они хотят, то психолог может провести процедуру медиации и  помочь самостоятельно  принять решение.

Родители девочки согласились на сессию медиации  и  выполнили предложенное  задание. Каждый создал список потребностей девочки и задач её содержания, воспитания и развития на ближайший год. Усадив супругов за стол переговоров, были  объявлены  регламент и правила. Каждый из них по очереди зачитывал одну формулировку. Второй выслушивал и, если у него была подобная, зачитывал.  Если подобной формулировки в его списке не было, сообщал о своём согласии или несогласии с предложенной. В результате оказалось, что мысли родителей совпали на 80%. Из тех формулировок, что не нашли подтверждения в списке партнёра, не одна не была отвергнута противоположной стороной. Пара поблагодарила медиатора, сообщила, что им пока достаточно.  «Я никогда не думала, что мы с мужем так хорошо понимаем друг - друга», - сказала на прощание женщина. Больше семейная пара не обращалась с такой проблемой,  но до сих пор остаются довольны своей первой медиативной практикой.  Это была лишь небольшая часть работы медиатора, но согласие было достигнуто, неожиданно для спорящих, по всем обсуждавшимся пунктам. Каждый из них получил подтверждение, что он понимающий, заботливый родитель и партнёр тоже».

Материал подготовлен

психологом консультативного отделения

Ханановой Ю.З.