Вы здесь

Как поддержать ребенка в кризисных ситуациях и пережить трудное время

08.06.2023

Когда сталкиваешься с кризисной ситуацией, кажется, что невозможно подобрать слова и объяснить детям, что происходит. 

Мы собрали рекомендации для родителей: как вести себя с ребенком в чрезвычайной ситуации.

Как я могу защитить ребенка, когда мне страшно? 

Страх – естественная реакция на нестандартную ситуацию. И для родителей, и для ребенка. Сказать, что вы тоже боитесь – нормально. Так вы дадите понять, что вы проходите через это вместе. 

В такие моменты нужно давать детям возможность откровенно делиться переживаниями и разговаривать максимально честно. Дети хорошо считывают эмоциональные сигналы (выражение лица, язык тела и т.д.). Поэтому нужно стараться сохранять спокойствие и говорить с ними успокаивающим голосом.

Советы для подростков: 

  • поддерживайте конструктивное стремление помогать другим. Помогите найти подходящие занятия, в которых они могут проявить свою силу и ответственность; 
  • скорректируйте чувство чрезмерной ответственности и вины: объясните, что действительно можно сделать, а что – нет. «Многие взрослые чувствуют себя так же, как ты, они раздражаются и винят себя в том, что больше ничего не смогли сделать. Но никто из нас не виноват в этом»; 
  • объясняйте прямо и честно: «Когда случаются такие события, все люди испытывают страх, гнев, выходят из себя и даже хотят отомстить и самим проявлять насилие. Такие изменения в мыслях и чувствах людей случаются часто. Сейчас тебе не верится, но через какое-то время мы все вернемся к нашей привычной жизни и взглядам». 

Советы для детей дошкольного возраста:

  • поддерживайте телесный контакт – возьмите на руки, обнимите, посадите к себе на колени; 
  • заверьте, что вы и другие взрослые его/ее не оставите и будете защищать;  
  • постарайтесь узнать о страхах ребенка, поощряйте делиться эмоциями: «Возьми меня за руку, если тебе страшно. Так я смогу узнать, что ты хочешь мне что-то сказать»;  
  • если есть возможность, предложите порисовать или поиграть. Если ребенок рисует или отыгрывает травматичное событие – добавьте позитивные элементы, например появление супергероя, которое приведет эту историю к безопасности; 
  • используйте воображение. Предложите ребенку представить, что над головой есть «зонтик», который защищает от страхов, тревог и невзгод. В течение 5-7 минут «подержите» за ручку «зонтик»; 
  • ребенку можно предложить надувать воздушный шарик или сдувать что-то (ресничку, пылинку, бумажку на столе, подуть на пальчик);
  • по возможности, помогайте ребенку соблюдать привычный режим;
  • дети могут возвращаться к поведению более раннего возраста (сосать палец, капризничать и т.д.). Будьте терпеливы с этим, это нормальная реакция на стресс.
  • Не допускайте, чтобы кто-то стыдил или критиковал детей, если они боятся, плачут или возникают регрессивные проявления – недержание мочи, желание посидеть на ручках, сосание соски или пальца. 

Советы для детей школьного возраста:  

  • позвольте детям рассказать, что они чувствуют;
  • расскажите про события, но используйте только понятную для возраста информацию. Избегайте деталей, которые могут напугать. Отвечайте на вопросы, даже если они вам кажутся глупыми или повторяются; 
  • делайте акцент на общей сплоченности и силе: «Очень много взрослых сейчас делают все для нашей безопасности»; 
  • поддерживайте тактильный контакт – обнимайте, гладьте, держите за руку; 
  • признайте чувства ребенка, говорите о них, дайте ему возможность выражать их любым способом – плакать, проявлять агрессию, грустить, замирать; 
  • пропишите правила безопасности, если даже на непродолжительное время ребенок остается один (не открывать дверь, кому звонить и что делать, если родителей долго нет);
  • соорудите «коробочку проблем», куда ребенок может складывать записки о том, что его волнует. Перечитывайте и вместе находите ответы на вопросы. 

Если у вас и ваших детей проблемы межличностного, личностного характера, внутрисемейные конфликты, ребенок замкнут, конфликтует с одноклассниками, вы не знаете, как выстроить конструктивные взаимоотношения, обращайтесь в отделение психологической помощи гражданам  БУ «Пыть-Яхский комплексный центр социального обслуживания населения».

Телефоны для предварительной записи: 8 (3463) 42-32-44, 8(3463) 42-32-51